Мэтр он и есть мэтр.
Про отношение к компьютерам - опасливо, но, в общем-то достаточно верно. Правила жизни Хаяо Миядзаки.
Мультипликатор, 73 года.
Я НЕ РАССКАЗЧИК. Я человек, который рисует картинки.
Я ПРИЗНАЮ: РИСОВАННАЯ АНИМАЦИЯ умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.
Я ДОГАДЫВАЮСЬ, ЧТО КОМПЬЮТЕР способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом.
ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ: откажитесь от анимации — вокруг нас и так слишком много воображаемых вещей.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР бесплоден, пуст и лжив. Надеюсь, я смогу дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет, и все вокруг покроет высокая дикая трава.
ЖИЗНЬ — ЭТО просто мерцающий в темноте свет.
В БИТВЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ людям никогда не выйти победителями.
Я ЗАКОНЧЕННЫЙ ПЕССИМИСТ. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается — это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь — разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.
МНЕ КАЖЕТСЯ, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.
НЕСМОТРЯ НА ПЕССИМИЗМ, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.
МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.
БОЛЬШИНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМОВ построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.
НИКОГДА НЕ УПУСКАЙТЕ ШАНСА сразиться с продюсерами.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СПРАШИВАЮТ ВАС, не нужен ли вам еще один год для окончания работы над фильмом, — самые большие лжецы на свете. Потому что этот год они не дадут вам никогда. Все, что они хотят — это запугать вас.
НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ РАБОТЕ делать вас своим рабом.
ТОТ, У КОГО НЕДОСТАТОЧНО ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите». В тот момент я подумал, что, наверное, я очень старый. Потому что я помню то время, когда все японские бани топились при помощи дров. А сегодня ты просто нажимаешь кнопку.
ВДОХНОВЕНИЕ МОЖНО НАЙТИ даже в прогнозе погоды.
КОНЕЧНО, У НАС НА СТУДИИ ЕСТЬ и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь
к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО МНОГИЕ ЛЮДИ считают, что ностальгия — это привилегия взрослого человека. Дети чувствуют ностальгию точно так же, если не более остро. На мой взгляд, ностальгия — это самая распространенная человеческая эмоция. Ведь жизнь — это непрерывная череда потерь. И дети чувствуют эти потери так же, как и все остальные.
Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ДЕТСКИЕ ДУШИ наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.
Я ЖИВУ ЖИЗНЬЮ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА своих лет: хожу в магазин, покупаю еду, а также захожу иногда в кафе — просто чтобы выпить чашку кофе.
НЕНАВИЖУ коллекционирование.
НЕ ЛЮБЛЮ КРИТИКОВ. Иногда мне даже хочется кого-то из них пнуть. Но я слишком слаб, чтобы пнуть критика.
Я НЕ ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИИ. Я люблю смотреть на зрителей.
САМАЯ СТРАШНАЯ ЛОВУШКА, в которую может угодить режиссер, — это страх того, что на его фильме зрителю будет скучно.
ХОРОШИЙ ДЕТСКИЙ ФИЛЬМ нужно снимать с расчетом на взрослых.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БОЛЬШИНСТВА МОИХ ФИЛЬМОВ — девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин.
В МОИХ ФИЛЬМАХ очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека — по поведению и внешне.
ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ — самая большая радость, доступная человеку.
ВСЯ КРАСОТА МИРА легко может поместиться в голове одного человека.
К ЧЕРТУ логику.